Руффо Казелли (Ruffo Caselli) – итальянский художник и основоположник нового направления в искусстве под названием «кибернетический экзистенциализм». Работы Казелли – художественно-философская загадка. Фантастические аллегории и синестетически живые краски оставляют зрителя тет-а-тет с философскими вопросами самого разного характера. «Кем я являюсь?», «Что мной движет?», «Для чего я живу?» «звенят» из каждого полотна микросхемными лицами и роботическими телами.

Вселенские пространства, динамичные объекты и пляшущие цвета вплетают сознание зрителя в череду метафизических вопросов об окружающей его действительности. Неизбежно возникающий при знакомстве с полотнами Руффо Казелли фундаментальный вопрос «что я знаю о происхождении мира и жизни?» привлекает к творчеству автора внимание разномастной интеллектуальной публики. Среди них философы, физики, математики, искусствоведы и даже уфологи.

Прошлое, настоящее и будущее

Дорога к признанию Руффо Казелли началась с классической в художественной среде безызвестности. В начале творческого пути его интерес к кибернетике и многомерности вселенной, казалось, не привлекал внимания художественного общества, а полотна не приносили автору прибыли. В становлении Руффо Казелли как художника большую роль сыграла встреча с Лучо Фонтана, основателем спациализма. Сторонники этого направления придерживались концепции объединения звука, цвета, пространства и времени в одном объекте. Дружба с Лучо Фонтана подтолкнула Руффо Казелли к экспериментам с материалами и способами подачи образов.

Известность пришла к художнику, когда его работы оценили сотрудники Центра междисциплинарных исследований кибернетического экзистенциализма в Нью-Йорке, и больше не покидала художника. К 2020 году, году смерти Руффо Казелли, его работы были представлены более чем на 120 выставках по всему миру, а заслуги автора в искусстве удостоены высоких наград. Центр междисциплинарных исследований кибернетического экзистенциализма продолжает объединять людей вокруг темы роли технологии в жизни человека и человечества, как и творчество Руффо Казелли продолжает привлекать к себе людей и мнения.

фото: Экзистенциальные загадки Руффо Казелли

 

Руффо Казелли и две революции.

В 15 веке известный флорентийский художник и изобретатель Леонардо да Винчи представил миру чертежи первых человекоподобных роботов. Изобретения да Винчи опережали свое время. Его взгляд на обыденную действительность революционен. Страсть да Винчи к механизмам, служащим человеку, продиктована духом эпохи – времени научно-технической революции и резко возросшего интереса к личности человека. Спустя пять веков очарованность научным прогрессом и любовь к человеческому снова встретились на полотнах итальянского художника – Руффо Казелли. Однако теперь человек и робот не соседствуют рядом, а слиты воедино. Полотна художника оставляют зрителю вопрос о возможности симбиотического сосуществования человека и машины. Так же как и да Винчи, Руффо Казелли опередил технический прогресс: в 50-х годах прошлого века, задолго до глобальной цифровизации и даже до изобретения компьютера, он создавал работы заполненные под завязку кибернетическими образами. Художник хотел обратить внимание человечества на внутреннюю «кибернетизацию» человека, его программируемость, душевное очерствение, растущее сходство с машиной.

Второй «революционер», оказавший влияние на творчество Руффо Казелли – Василий Кандинский. Отношение к цвету как к передатчику эмоции, движения и звука, собранные в теорию восприятия цвета – нашли свое отражение в творчестве Руффо Казелли. Он часто говорил о духовной связи с Кандинским и считал цветовую палитру «самой жизнью», а картины «музыкальными композициями».

Текст вряд ли способен передать завораживающие динамикой и объемностью фигуры, заразительную экспрессию, атмосферу фантастического мира Руффо Казелли, да и фотография не передаст всей глубины красок, и все же для некоторого представления о творчестве художника, советуем ознакомиться с небольшим видеорядом: https://www.youtube.com/watch?v=66Z8c7CDtdY

Центр междисциплинарных исследований кибернетического экзистенциализма

Приглашение к размышлению, заложенное в произведениях Казелли, способствовало созданию культурной среды, пространством для которой стал Центр междисциплинарных исследований кибернетического экзистенциализма.

Основала центр владелица художественных галерей в США и Аргентине Кармен Галло. Она же и организовала ту самую знаменательную в жизни Руффо Казелли выставку, после которой его талант приобрел мировую известность. За 30 лет деятельности центра Кармен и её сотрудники провели огромную работу по поиску, классификации и анализу произведений искусства, основной темой которых стала кибернетика.

Центр – клуб любителей искусства и своеобразная дискуссионная площадка, в основе которой – творчество Руффо Казелли, ведь каждое произведение Руффо Казелли – повод задуматься, а каждый сюжет – пространство для диалога.

Официальный сайт Центра: https://www.cyberneticexistentialism.com/

 

 

Кибернетический экзистенциализм

«Кибернетический экзистенциализм» – в этом словосочетании заложены два полюса, между которыми находится современный человек: один, алгоритмизированный и программируемый как все кибернетическое, второй – максимально гуманистический и бытийный. Между этими полюсами и находится пространство, в которое приглашает нас Руффо Казелли – пространство для мысли о нашей душе, скрытой за технологичной оболочкой современной жизни, для поиска ответов на главные вопросы, для соприкосновения со вселенной – внутренней и внешней.

Интеграция микросхем в тела людей, животных и даже в элементы природы – весь мир Руффо Казелли тотально кибернизирован. Впрочем, вопрос о том, кто изображен на картинах автора, заведомо открыт для каждого. Роботизированные люди? Антропоморфные роботы? А может быть – инопланетные существа?

 

 

фото: Экзистенциальные загадки Руффо Казелли

фото: Экзистенциальные загадки Руффо Казелли