фото:

  О том, что России быть великой морской державой, громко заявил еще Петр I. Реально оценив возможности, он обратился к Боярской думе, и получил ответ: «Морским судам быть». Сумев в краткие сроки построить флот, Россия реально удивила мир и продолжает это делать.

Теперь уже Президент России Владимир Путин уверенно говорит, что флот составляет «нерушимый оплот» государства. И это вызывает неподдельную гордость.

«Конечно, поддержание реноме требует огромных усилий», — признает эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко. Поэтому, несмотря на все сложности, судостроительная отрасль старается работать динамично, пользуясь мерами господдержки. Цифры красноречиво отражают динамику: за 2023 год предприятия отрасли построили больше ста единиц различной техники для флота. На комплексе «Звезда» в Приморье спущены на воду два танкера типа «Афрамакс». С судоверфи в Комсомольске-на-Амуре сошел паром «Александр Деев». Он сейчас обеспечивает перевозки по маршруту Сахалин – материк. В рамках первой очереди арктического проекта «Арктик СПГ-2» на мурманской площадке построена морская платформа, обеспечивающая возможность хранения сжиженного газа. Это, так сказать, из крупных достижений. Параллельно с этим в разных регионах России активизирована работа в части постройки рыбопромысловых, круизных, спасательных и иных судов, востребованных в разных сегментах экономики.

Надо заметить, темпы растут объективно. Количество заказов на постройку морских и речных судов, полученных судостроителями, на данный момент более трехсот, а в перспективе до 2037 года называют цифру в одну тысячу семьсот единиц. Это только для гражданского сегмента.

В зоне пристального внимания Арктика и Северный морской путь. С каждым годом растет объём грузоперевозок по Северному морскому пути во всех направлениях. Если учесть сложности, возникающие на основных маршрутах мировых грузопотоков (Суэцкий канал становится опасным), становится очевидно, что в этот процесс будет вовлекаться всё больше стран.

Поставлена задача обеспечить здесь круглогодичную навигацию. Для решения необходимо планомерно наращивать мощь ледокольного флота. И здесь есть успехи. Ведется строительство пяти новых атомоходов, которые в ближайшие годы войдут в его состав.

Для обеспечения круглогодичной навигации планомерно расширяем ледокольный флот. В ближайшие годы он пополнится ещё пятью атомоходами. Один из них – уникальный ледокол «Россия», которому надлежит стать головным в рамках проекта «Лидер». «Россия» — самый мощный, единственный в мире с точки зрения класса, корабль такого типа. Первый вице-премьер Денис Мантуров обозначил сроки окончания его постройки: «Россия» встанет в строй отечественного ледокольного флота к 2030 году.

Безусловно, работа такого рода должна иметь в основе продуманную концепцию, опираться на долгосрочное планирование с использование комплексных мер, позволяющих развивать компетенции отечественных судостроителей.

В этой связи, уже в текущем году руководитель федерального Правительства Михаил Мишустин поставил задачу Министерствам промышленности и торговли, финансов и экономического развития, поручив до конца года разработать комплекс мер по развитию отечественного судостроения. Параллельно Минпромторг скорректировал Стратегию развития судостроительной промышленности России. Коррективы потребовались на фоне объективных причин, которых не было в 2019 году, когда разрабатывался первоначальный вариант стратегии. Примечательно, что доработанный документ фокусирует внимание на гражданском судостроении. Это, несомненно, знаковый показатель, отражающий общую тенденцию к переходу на мирные рельсы. В общих чертах можно отметить акцент на закрепление позиций в арктической нише, в направлении развития пассажирского и смешанного судостроения, а также переход к более высокому уровню в части формирования крупнотоннажного транспортного арктического флота.

Эти задачи предполагается решать, двигаясь сразу в нескольких направлениях. Уже освоенные сегменты получат максимальное насыщение судовым оборудованием отечественного производства. В новых сегментах упор сделают на наращивание мощностей для строительства крупнотоннажного флота. А самое, пожалуй, важное – создание комплексной системы строительства новых производств для постройки судов и судового оборудования, а также их ремонтной инфраструктуры. 

Инструменты для решения столь сложных задач уже готовятся. В качестве таковых называют федпроект «Производство судов и судового оборудования», который станет частью национального проекта «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» и позволит существенно увеличить объем меры господдержки, включая востребованные лизинговые программы.

«И, что называется, “на десерт”. 24 и 25 сентября в Москве работал II Всероссийский Морской конгресс, уже ставший уникальной платформой для развития деловых контактов, обмена опытом и презентации возможностей организаций морской индустрии. Очень своевременно организаторам удалось собрать представителей ведущих компаний морской отрасли. Специалистам было что обсудить, а положительный эффект, надо полагать, мы увидим в ближайшее время», — считает эксперт.

 

 

https://sun9-78.userapi.com/impg/COEHaOtMfXVd6XKxeBTkb2uczUjN8JPAWVW_cQ/PEKUsjx-Njw.jpg?size=807×453&quality=95&sign=0a5c89f2c29a3b5055b27dd7baf9e6c3&c_uniq_tag=l47oPF5Xyn5RuDI9UtAk9oYks3AWgeuRn7rZQfHyZ90&type=album